Количество и способ расстановки фигур (для
сюжетных картин)
Классификация:
·
Однофигурная композиция. Картина мыслится как монолог героя о своем
эмоциональном состоянии.
Васнецов
Виктор. «Аленушка»
Алгоритм рассматривания |
обеспечивают |
1.
анализ выражение лица, мимика (особенно глаза, брови, положение
губ) |
понимание эмоционального состояния,
настроя героя |
2.
анализ позы, движения, пантомимики |
|
3.
анализ одежды человека |
понимание социальной
роли, положения героя в обществе |
4.
анализ деталей окружающей среды |
углубление
понимание эмоционального состояния, настроя героя |
Последовательное
осуществление всех шагов анализа
обеспечивает понимание позиции автора.
·
Двуфигурная
композиция.
Двухфигурная композиция мыслится как
диалог героев. Главный герой отвечает. Смысл его ответа – идея, смысл
произведения. Алгоритм рассматривания:
1. Необходимо найти главного
героя. Его лучше видно зрителю.
2. Внимательно рассмотреть
второго героя, стремясь понять его вопрос. Это можно сделать, используя
алгоритм рассматривания однофигурной картины, то
есть, проанализировать мимику, позу, одежду героя и «взглянуть» на окружающую
обстановку его глазами.
3. Рассмотреть главного
героя, поняв смысл его ответа на вопрос, используя тот же алгоритм.
Возможные схемы
расположения героев
в двухфигурной
картине
1
2
Фагонар Жан Оноре.
«Поцелуй украдкой».
Пуссен Никола. «Амуры и Генеи»
3
4
Буше
Франсуа. «Переправа вброд»
Дени Морис. «Посещение Марией Елизаветы»
Наиболее простой для
восприятия является вторая схема, так как в ней главный герой ориентирован на
зрителя, а второй персонаж обращен к нему. Остальные схемы расположения
сложны уже для вычленения главного героя, обе фигуры одинаково видны (или не
видны) зрителю. В этом случае понять
смысл общения героев можно,
проанализировав расстояние между ними. Чем дальше друг от друга на
полотне расположены фигуры, тем больший между ними антагонизм.
Алгоритм рассматривания:
1.Необходимо найти
главного героя;
2.Необходимо понять смысл
его реплики через жесты и мимику;
3.Необходимо понять
ответную реакцию всех других героев через их мимику, жесты, позу;
4.Необходимо понять смысл
объединения всех героев.
Возможные схемы
расположения героев в многофигурной композиции
|
Триптих Шествия
Кольцевая |
Васнецов В. «Богатыри» |
|||||||||
|
Суриков В., «Боярыня Морозова» |
||||||||||
|
Грез Жан-Батист. «Паралитик, или плоды хорошего воспитания» |
1. Закон
выделения сюжетно-композиционного центра.
2. Закон
определения места линии горизонта.
3. Способы
построения планов в картине.
4. Способы передачи глубины
пространства.
6. Количество и
способ расстановки фигур.