Цвет
как средство выразительности
Его
функции
Цвет– это свойство любых
материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части
спектра; свойство света, проходящего через окрашенную среду, воспринимать
ее окраску. В узком смысле слова под Ц. Понимают цветовой тон(желтый,
красный, синий и т.д.), определяющий своеобразие и природу каждого данного
цветового оттенка вместе со светлотой, насыщенностью и яркостью Ц.
Неисчерпаемое многообразие Ц. В природе основано на бесконечном множестве
градаций светлого и темного, яркого и блеклого, интенсивного и мягкого в
пределах каждого тона, на смешении Ц., образующем новые тона и оттенки, на
взаимодействии Ц. Предметов и изменчивой окружающей среды. В самом широком
значении Ц. Означает всю эту сложную и динамичную совокупность градаций,
взаимодействия, смешения, изменчивости тонов и оттенков. Ц. в пластических
искусствах, отражая цветовое богатство действительности, имеет особые
возможности и особые функции, вытекающие из природы искусства.
Изобразительная
функция Ц. в искусстве опирается на богатство Ц. в природе, но следует своей
собственной системе, неизбежно более ограниченной в своих возможностях.
Статья о психологическом влиянии цвета
Функции
цвета:
1.Изобразительная.
Предметы и явления изображаются в их реальном цвете.
Цвет зависит от освещения,
Шишкин И. «Сосна на севере диком»
явления блика,
Хруцкий И. «Цветы и плоды»
от
плотности воздуха (голубые дали).
Шишкин
Иван. «Кама близ Елабуги», 19 век
2.Выразительная.
Художник выражает настроения, чувства, эмоции. С помощью колорита, сочетания
цветов художник передает настроение своего произведения. Характеристики колорита:
· светлота (светлый – темный)
Рылов Аркадий. «В голубом просторе» Репин Илья. «Иван Грозный и сын его Иван
· насыщенность (яркие –
блеклые)
Ван Гог Винсент. «Хижины» Гварди Франческо. «Пейзаж»
· теплота
(теплый
- холодный)
Буше Франсуа. «Пастушеская сцена»
Саврасов Алексей. «Грачи прилетели»
· соотношение цветов (контраст -
близкие цвета)
Верне
Клод Жозеф. «Буря у скалистого берега»
Поттер Паулюс.
«Ферма»
3. Декоративная.
Художник использует цвет, чтобы украсить свое произведение, он использует
красивое сочетание цветов.
Кустодиев Б.
«Купчиха»
4. Композиционная.
Цвет выделяет главный предмет, главного героя. В этой функции работает явление
контраста. Виды контраста:
на светлом фоне – темный цвет
Антуан Ватто.
«Капризница»
на более темном фоне –
белый предмет
Кранах Лукас. «Венера и Амур».
на теплом – холодный
Дега Эдгар, «Женщина, причесывающая волосы»
на холодном – теплый
Донген Ван (Кес), «Красная танцовщица»
на блеклом – яркий
Боннар Пьер, «Утро в Париже»
на ярком – блеклый
Вернер А., «Глиняные сосуды»
Таблица
«Использование функций цвета в разных видах изобразительного искусства»
В графике |
В живописи |
В скульптуре |
В архитектуре |
В декоративно прикладном искусстве |
нет изобразительной функции |
есть все функции |
декоративная, выразительная, изобразительной функции нет. |
декоративная, выразительная, изобразительной функции нет. |
декоративная функция, реже композиционная |