ГРАФИКА (от греч
                    Психологическое влияние цвета
 
 
      Психологическое влияние цвета было замечено людьми в  тот  же  момент,
когда был замечен и сам цвет. В первобытные времена и  в  древности  окраска
служила для выделения некоторых вещей из природной среды – тем самым на  них
акцентировалось  внимание,  им  придавалось   особое   значение,   ценность,
духовный  смысл.  Окраска  одежды,  предметов,  архитектуры,   всегда   была
рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины  в
боевом наряде вызывали возбуждение, страх;  жрецы  и  культовые  предметы  
восторг; цари, одетые в золото  и  драгоценные  камни,  -  трепет  и  дрожь;
пёстрые  циновки  и  яркое  убранство  жилища      чувство   праздничности,
переключение из режима труда на режим отдыха и семейных радостей.
      На эмпирическом уровне  эмоциональное  воздействие  цвета  было  очень
хорошо освоено и активно использовалось с древнейших времен.
      Научная проблема психологического воздействия цвета  возникает  в  тот
момент, когда распадается единство индивидуума и  внешнего  мира,  возникает
отчуждение человека от природы, общества и самого  себя.  Это  происходит  в
эпоху Возрождения. Когда человек жил в органическом единстве с природой,  не
было  нужды  задумываться   об   адекватности   ощущений   раздражениям,   о
преобразованиях сигналов в органах чувств и пр., т.к.  не  было  сомнений  в
тождестве явления и его образа в душе.  Теперь  же,  когда  непосредственное
ощущение цвета слабеет, усложняется и  запутывается,  возникает  потребность
выяснить и зафиксировать связи в системе «человек-цвет».
       В  ХХ  в.  исследования  этой  проблемы  приобрели  экспериментальный
характер. Человек стал  рассматриваться  как  комплекс  ряда  функциональных
систем. Воздействуя  на  организм  цветом,  при  помощи  приборов  фиксируют
реакции отдельных систем. Так было определено, что красный  цвет  возбуждает
деятельность  большинства  систем,  синий  успокаивает,   зеленый   является
оптимальным для зрения, оранжевый    для  пищеварения,  желтый  тонизирует,
фиолетовый угнетает.
      Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-
культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание  цветов
может  восприниматься  человеком  различно  в  зависимости   от   культурно-
исторического контекста, от пространственного расположения цветового  пятна,
его формы и фактуры,  от  настроенности  и  культурного  уровня  зрителей  и
многих других факторов.  Поэтому  попытки  составления   «реестров»  жестких
соответствий  между  цветом  и  эмоциональным  состоянием  нельзя   признать
плодотворными. – пишет Л.Н. Миронова (35).
      Все спектральные цвета тем или иным образом влияют  на  функциональные
системы человека.
      Деятельность органа зрения может возбуждать различные  органы  чувств:
осязание, слух, вкус, обоняние.
        Интересное   явление   представляют   собой   цветовые    синестезии
(соощущения).  Цветовые  ощущения  могут  также  вызывать   воспоминания   и
связанные с ними эмоции, образы, психические  состояния.  Все  это  называют
цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на  несколько
больших групп:
К  объективным  свойствам  цвета  относятся  его  чистота,   светлота
(яркость), форма  цветового  пятна,  место  и  значение  его   в  визуальной
структуре, материал  и  фактура.  Свойства  воспринимающего  субъекта  можно
подразделить на групповые и индивидуальные. К  первым  отнесем  национальный
фактор   (раса,   этническая   группа),   культурные   традиции,   классовую
принадлежность.  Ко  вторым  относятся  возраст,  пол,  культурный  уровень,
образование,  род  деятельности,  особенности   нервно-психического   склада
субъекта.
       Многочисленные  исследования  (М.Сент-Джордж,  Б.Райт,   Л.Рейнватер,
А.Купле,  Р.Франсэ  и  др.),  а  также  высказывания   художников  и  поэтов
позволяют сделать некоторые выводы относительно  связи  объективных  свойств
цвета с реакциями, которые они вызывают.
    1. Чем чище и ярче цвет, тем  определеннее,  интенсивнее  и  устойчивее
       реакция.
    1.  Сложные,  малонасыщенные,  среднесветлые  цвета   вызывают   весьма
       различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.
    1. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные,  весовые
       и акустические.
    1.   К   наиболее   неоднозначным   ассоциациям   относятся   вкусовые,
       осязательные, обонятельные, эмоциональные, т.е. те, которые  связаны
       с более интимными  переживаниями  и  с  деятельностью  биологических
       органов чувств.
    1. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают  яркие  реакции.
       (Объясняется двойственностью их природы).
    1. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие  ассоциаций.
       (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз  различает
       наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего  представлены
       именно  эти  цвета.  Каждый  из  оттенков   желтого   или   зеленого
       связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда
       и богатство ассоциаций).
      Таким образом,  цвет  можно  использовать  для  развития  воображения,
воображения творческого.

 

Полный текст статьи можно найти: www.psy-con.spb.ru/art/psy-art.html

 

 

 

 

 


 

 

Hosted by uCoz