Рисунок как средство выразительности
Его функции
Рисунок - первичное,
простейшее изобразительное средство, с которого начинается первобытное и
детское творчество, но в результате длительного развития рисунок составил одну
из важнейших и широко развитых областей изобразительного искусства и лежит в
основе всех видов художественных изображений на плоскости (живопись, графика).
Рисунок составляет начальную стадию работы над произведением пластических
искусств, играет важнейшую роль в определении очертаний формы, объема предметов
и расположения их в пространстве. Поэтому рисунок в широком смысле понимается
как совокупность линейно-пластических элементов пластических искусств.
Микеланджело назвал рисунок «высшей точкой
живописи, и скульптуры и архитектуры». Рисунок, прежде всего рисование с
натуры, служит анализом формы и конструкции изображаемых фигур и предметов. Что
делает его одним из важнейших средств познания и изучения действительности
художника. Рисунок, включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти
и воображению, составляет основу художественного образования, как
самостоятельная область творчества рисунок является главным видом графики.
И так основе
всех видов изобразительного искусств
лежит рисунок. Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя» «
знамение», означавшим «создание образа» и «чертеж», «начертание», указывавшем
на технику выполнения изображения. С 18т века слово «рисунок» стало термином,
обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для
узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые
передаются во всех видах искусства.
Составляющие рисунка: точка, линия, пятно.
Точка - получают точку прикосновением острия карандаша,
кисти, мела к изобразительной плоскости или путем пересечения штрихов и линий.
В рисунке точка участвует в изображении светотени и линейном построении формы в
качестве опоры, поэтому такую точку называют опорной.
Положение точки на плоскости определяется координатами.
В рисовании чаще всего применяют координаты длины и высоты, т.е. расстояния от
вертикальной и горизонтальной линий контура, от вспомогательных, специально для
этих целей проведенных, или от краев листа до изображаемой точки. Проверка
положения точки сводится к проверке соотношения координатных величин, которые
замеряются карандашом в полном соответствии с принятой системой координат.
Линия - наиболее популярное изобразительное средство. Она
изображается всеми материально-техническими средствами: резцом, пером,
карандашом и кистью. По характеру линии бывают прямые и кривые. Чтобы
нарисовать прямую линию, надо обозначить ее место на бумаге точкой, затем
короткими соединяющимися тонкими штрихами наметить заданное направление линии,
проверить направление карандашом, а прямизну на глаз. Проверка прямизны
происходит визуально: лист бумаги с нанесенной линией помещают на уровне глаз,
тогда в результате перспективного сокращения изобразительной плоскости
становятся заметны даже совсем небольшие изгибы линии. По размеру линии бывают
длинные и короткие, равные и неравные, толстые и тонкие, по светлоте они
делятся на темные, полутемные, светлые; по назначению- на контурные и
вспомогательные; по направлению- на горизонтальные, вертикальные и наклонные.
Сама линия может передать настроение с помощью толщины
и направления.
Пятно - часть листа бумаги,
покрытая штрихом или прикосновением кисти. Штрих, дающий тональное пятно, сам
может быть средством выразительности рисунка.
Выделяются
следующие функции рисунка:
·
Форма
·
Движение
·
Размер
·
Пропорции
·
Детали
·
Настроение
·
Фактура
·
Объем
·
Масса
В графике
основное
средство выразительности
Подробнее о графике, эстампе и гравюре.
Маковский
В.Е. «Помещик, разговаривающий с хохлом»
В живописи
рисунок
свои функции отдает цвету
Иванов Александр. «Явление Христа Народу (явление мессии).
В
скульптуре
рисунок
прячется в материал
В архитектуре
рисунок уходит в объем, материал
В декоративно прикладном
искусстве
рисунок
работает в элементах росписи
Подробнее о рисунке в декоративно-прикладном
искусстве