Скульптура
(лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика
(греч. plastike, от plasso - леплю), вид искусства, основанный на
принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило,
объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные (анималистический
жанр), ещё реже - природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в
пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка,
усиливающая рельефность формы, архитектоническая организация объёма, зрительный
эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфических в каждом
случае характер силуэта являются главными выразительными средствами С. Объёмная
скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма,
равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на
основе наблюдённых в натуре анатомических (структурных) особенностей той или
иной модели.
Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру,
которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение
располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям круглой
скульптуры, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в
рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка
(фигура, значительные меньшая натуральной величины), торс (изображение
человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т. д. Формы
рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на
архитектурной плоскости (фриз, фронтонная композиция, плафон и т. д.). По
высоте и глубине изображения рельефы подразделяются на низкие - барельеф,
высокие - горельеф, углублённые и контррельефы.
По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную,
станковую и так называемую скульптуру малых форм. Хотя эти разновидности
скульптуры развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои
особенности.
Монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное
архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко
выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается
прежде всего в общественных местах - на улицах и площадях города, в парках, на
фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Монументально-декоративная
скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять
выразительность архитектурных форм новыми оттенками. Способность
монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно-образные задачи с
особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными
и к которым обычно относят городские памятники, монументы, мемориальные
сооружения. Величавость форм и долговечность материала соединяются в них с
приподнятостью образного строя, широтой обобщения.
Станковая скульптура,
прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Залы
выставок, музеев, жилые интерьеры, где её можно рассматривать вблизи и во всех
деталях, являются обычной её средой. Тем самым определяются особенности
пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой
жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем
монументально-декоративной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий
психологизм, повествовательность.
Скульптура малых форм включает
широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого
интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К
скульптуре малых форм принадлежат также монеты, медали и геммы.
Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его
пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного
материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом
зависит техника скульптуры. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п.)
служат для лепки; при этом наиболее употребительными инструментами служат
проволочные кольца и стеки. Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и
др.) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных
частей материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нём объёмной
формы; для обработки каменного блока применяются молоток (киянка) и набор
металлических инструментов (шпунт, скарпель, троянка и др.), для обработки
дерева - преимущественно фасонные стамески и свёрла. Вещества, способные
переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон,
пластмасса и т. п.), служат для отливки произведений скульптуры при помощи
специально изготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают
также к гальванопластике. В нерасплавленном виде металл для скульптуры
обрабатывается посредством ковки и чеканки. Для создания керамических скульптур
употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или
цветной глазурью и обжигается в специальных печах. Цвет в скульптуре
встречается с давних пор: хорошо известна раскрашенная скульптура античности,
средних веков, Возрождения, барокко. Скульпторы 19-20 вв. обычно довольствуются
естественным цветом материала, прибегая в необходимых случаях лишь к его
однотонной подкраске, тонировке. Однако опыт 1950-60-х гг. свидетельствует о
вновь пробудившемся интересе к полихромной скульптурой.
Схематически процесс создания скульптурного произведения можно
расчленить на ряд этапов:
лепка (из
пластилина или глины) эскиза и этюдов с натуры;
изготовление каркаса для крупой скульптуры или щита для рельефа
(железные стержни, проволока, гвозди, дерево);
работа на вращающемся станке или вертикально укрепленном щите над
моделью в заданном размере;
превращение глиняной модели в гипсовую с помощью "чёрной" или
"кусковой" формы;
её перевод в твёрдый материал (камень или дерево) с использованием
пунктировальной машины и соответствующей техники обработки или отливка из
металла с последующей чеканкой; патинировка или подкраска изваяния.
Известны также произведения скульптуры, созданные из твёрдых материалов
(мрамор, дерево) без предварительной лепки глиняного оригинала (т. н. техника
taille directe, т. е. прямой рубки, требующая исключительного мастерства).