ГРАФИКА (от греч. grapho – пишу, рисую) – один из видов
изобразительных искусств. Графикой называют рисунок и отпечаток на листе бумаги
(в древности – на папирусе, на пергаменте). Существует станковая графика
(рисунок, эстамп, лубок), книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки,
буквицы, титул, авантитул, переплет, обложка, суперобложка), журнальная и
газетная графика, миниатюра (вариант книжной графики), промышленная графика,
экслибрис, плакат, шелкография, линогравюра.
Графика
связана с изображением на плоскости. Белая или цветная бумага, являющаяся
основой графики, играет роль фона, на котором большую выразительность обретают
линия, штрих, пятно.
По
способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графику делят
на уникальную и печатную.
Уникальная
графика создает произведение в единственном экземпляре: рисунок, акварель,
гуашь, монотипия, коллаж, аппликация, фотомонтаж.
С
помощью печатной графики (гравюры) получают тираж художественных произведений,
оттиски которых являются авторскими произведениями. Гравюра в зависимости от
материала, способа его обработки (гравирования) – механического (резьба,
процарапывание) или химического (травление), от вида «глубокой», «высокой» или
«плоской» печати делится на следующие техники: ксилография, линогравюра,
цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт,
меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др. Гравюры могут быть выполнены в одной
из этих техник или в их сочетании, в черно-белом или в цветном вариантах.
Самостоятельную
область образует графика письма (эпиграфика, искусство шрифта, каллиграфия),
имевшая большое художественное значение в эстетических системах древности и
Востока (арабская вязь, китайские и японские иероглифы, индийские шрифты и др.).
Художник
определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора
(текста), разнообразного иллюстративного материала. Но особенно велика роль
художников иллюстраторов, когда они выполняют элементы внешнего оформления
книги {суперобложку, переплет или обложку), форзац и различные элементы
оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитул, иллюстрации).
К
прикладной графике относятся поздравительные открытки, красочные календари,
конверты к пластинкам, которые нарисовал художник, и многое другое. Этикетки на
различных упаковках - это тоже прикладная или промышленная графика
(промграфика), которая имеет практическое назначение, помогает сориентироваться
в большом количестве разнообразных товаров, украшает наш быт.
В
самостоятельную область графики выделяется плакат. Он, как правило, живо
откликается на происходящие важные события (олимпиады, конкурсы, концерты,
выставки и др.). Принято выделять несколько основных видов плакатов:
политические, спортивные, экологические, рекламные, сатирические,
просветительские, театрально зрелищные и др.
Современный
графический дизайн включает не только шрифты, но и разнообразные знаковые
изображения, в том числе геометрические и растительные.
Новым
видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно
пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране
дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения. Способность
графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника,
развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики.
Гравюра (фр. gravure, от graver – вырезать) – вид графики, включающий
произведения (гравюры), напечатанные с доски, на которую нанесен рисунок
(зеркальный по отношению к оттиску), обработанные различными способами
гравирования.
Искусство
гравюры состоит в том, что на плоскую поверхность материала наносится рисунок,
который затем покрывается краской и оттискивается на бумаге. Число оттисков
варьируется в зависимости от техники гравирования и материала. Основные
материалы гравюры – металл (медь, цинк, сталь), дерево (самшит, пальма, груша,
вишня и др.), линолеум, картон, в 20 в. пластик, оргстекло. Обработка гравюрной
доски производится механическими средствами, стальными инструментами или же
травлением кислотой.
Особенностью
гравюры является возможность получать значительное число оттисков, ее
стилистика, связанная с работой в твердых материалах.
В
Европе гравюра появилась в 15 в., как искусство для народа. Дешевые гравированные
листки продавались на ярмарках, становились украшением жилищ, нередко заменяли
собой книги, являлись пропагандой нравоучительных историй.
К
произведениям станковой графики, самостоятельным по назначению и по форме,
относятся станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп).
Станковая графика предназначена для музейных, выставочных коллекций, для
украшения общественных и жилых интерьеров.
Эстамп (фр. estampe) – оттиск с гравировальной доски (гравюра, литография,
шелкография, монотипия), являющийся станковым произведением художественной
графики. Эстамп печатается с доски, которую гравировал сам художник, часто он
же делает оттиски. Такие работы обычно являются подписными, авторскими
экземплярами, считаются подлинниками. Эстампы бывают черно-белыми и цветными.
К
произведениям народной графики относится лубок («луб» – внутренняя часть
коры), отличающийся простотой и доходчивостью. Он сопровождался пояснительными
надписями, выполнялся безымянными художниками-самоучками и печатался огромными
тиражами. Лубок – дешевая, широко доступная, занимательная гравюра, заменял
неграмотным иллюстрированную книгу, являясь вместе с тем отраслью народного
искусства, фольклора. Ему присуща оригинальная декоративная выразительность,
некоторая наивность. Лубок получил широкое распространение в Китае (с 8 в. –
гравюры на дереве), в Европе (с 15 в. – гравюры на дереве, с 17 – гравюры на
меди, с 19 – литографии). Лубок служил средством массовой информации и нередко
– общественной пропаганды («летучие листки» времен Реформации и крестьянской
войны 16 в. в Германии, лубки Великой французской революции 18 в.). В России в
17 в. лубок печатали на ручных станках с деревянных досок и раскрашивали от
руки (в 18 в. появляется гравюра на меди, в 19 – литография). Популярностью пользовался
лубок, иллюстрирующий былины, сказки, библейские легенды, притчи, а в 19 в. –
художественные произведения.